Судебная система Кыргызской Республики состоит из Верховного суда Кыргызской Республики и местных судов. В составе Верховного суда Кыргызской Республики действует Конституционная палата. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и иных форм судопроизводства.
Следует отметить, что в Кыргызской Республике существует институт третейских судов для внесудебного разрешения споров, возникающих из гражданских правоотношений. Однако не существует отдельного закона, регулирующего международный коммерческий арбитраж. Решения третейского суда подлежат принудительному исполнению в случае выдачи государственным судом исполнительного листа. Кроме того, государственный суд может принять обеспечительные меры по делам, которые рассматриваются постоянно действующим третейским судом.
Система судов общей юрисдикции выглядит следующим образом:
Конституционный контроль осуществляется Конституционной палатой Верховного суда Кыргызской Республики.
Исполнение судебных решений
В соответствии с законодательством Кыргызской Республики[1], задачи по исполнению решений, определений и постановлений по гражданским, экономическим и административным делам, приговоров, определений и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий возлагаются на судебных исполнителей.
В судебной ветви власти Кыргызской Республики функционирует государственный орган – Судебный департамент Кыргызской Республики, призванный осуществлять материально-техническое, методическое обеспечение деятельности местных судов, обеспечивать исполнение судебных и иных актов, предусмотренных законодательством, а также осуществлять действия иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Кыргызская Республика является участницей ряда международных соглашений, на основании которых заинтересованное лицо вправе обратиться в суд Кыргызской Республики с заявлением о признании и принудительном исполнении решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения, к основным из которых относятся следующие:
ряд двусторонних соглашений с Азербайджаном, Ираном, Индией, Китаем, Латвией, Монголией, Россией, Казахстаном, Узбекистаном и другими государствами по вопросам взаимной правовой помощи.
[1] Закон Кыргызской Республики «Об исполнительном производстве и о статусе судебных исполнителей в Кыргызской Республике» от 18 марта 2002 года № 39 (с последними изменениями от 13 марта 2015 года).
[2] Конвенция 2002 года заменяет Конвенцию 1993 года. Однако Конвенция 1993 года продолжает применяться в отношениях между Кыргызской Республикой и государством-участником этой Конвенции, если для последнего Конвенция 2002 года не вступила в силу.